С начала Нового года мы любим планировать перемены. Пишем и составляем списки, клеем стикеры с изменениями и улучшеними в работе, в спортивных тренировках и, иногда, в быту и семейном окружении. Но, согласитесь, часто все что запланировано на бумаге, так и остается нерализованым. Мы сталкиваемся с сопротивлением коллег, с неправильно выбранным курсом изменений – с кучей причин, которые сводят на нет наши усилия.
Как же научиться действовать спланированно и обдуманно, быть осмотрительными и осторожными и доводить задуманные изменения до реализации? Как вовлечь коллег в работу с изменениями и сделать прозрачным окружение проекта? Есть ли интересные и простые инструменты для этого?
Именно об этом мой небольшой пост. Об Управлении Изменениями.
Если мы начинаем говорить про Изменения, и особенно про Организационные Изменения, на ум сразу приходит модель Джона Коттера “Восемь шагов управления изменениями”. Согласно модели автора, мы заранее планируем и далее следуем определенной последовательности действий по проведению изменений (очень похоже на waterfall для проектов). И чем лучше проработан план по улучшениям “на берегу”, тем вероятнее успех проекта.
Однако, несмотря на большую известность, слепое следование последовательности из восьми указанных шагов вряд ли приведет к успеху. Мы живем в сложном, непредсказуемом мире. Организация – это комплексная “запутанная” система (см. Cynefin framework), и любые изменения практически невозможно проводить по заранее утвержденному плану. Тем более, если мы говорим об организационных преобразованиях.
В прошлом году мне попалась интересная книга Джеффа Андерсона “The Lean Change Method”. В основу Lean Change подхода лежит идея, основанная на методике Lean Startup, хорошо описанной в книге Эрика Райса и опробованная многими для запуска продуктов/бизнес приложений. Джефф предлагает заимствовать подход и запускать улучшения внутри организации как “организационные стартапы”. И, соответственно, кадый такой стартап будет строится на гипотезах, проверках и проходить определенный цикл:
Следуя дальше по аналогии автор предлагает начинать работу с построения Lean Change Canvas – визуального отображение желаемых изменений. Это простой инструмент для организации работы и вовлечения команды по изменениям в проект (похожий инструмент описан в книге Ash Maurya “Running Lean: Iterate from Plan A to a Plan That Works”).
Как строится Lean Change Canvas. В книге Джеффа можно найти подробное описание похода. Приведу краткую выжимку:
Все просто – наша Модель изменений готова. Дополним получившуюся Модель еще двумя инструментами для запуска, оценки и адаптации:
Ценность любого инструмента – в способности быть полезным на практике. Подход Lean Change Canvas мы успели уже апробировать на стратегических сессиях у наших клиентов. Что получилось:
Теперь очередь за вами!